почта
  блог
  ссылки
другое

Василина Орлова

Отзывы и вызовы
 
проза
стихи
альбом
статьи
 

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6  

О романе «Пустыня»

«Полит-НН.ру» 29.06.2007

 

Татьяна Елькина

Откровенно женская проза

 

Издательством «Зебра Е» выпущен роман Василины Орловой «Пустыня». И очень странно, что выпущен. Потому что в нем нет ни напряженно раскручивающегося сюжета, ни хеппи энда, ни хотя бы готового резюме в финале, поясняющего, для чего же были написаны все предыдущие страницы. В общем, ничего, что обычно ожидает читатель от романа.

 

Насколько этот текст олитературен – знает только сам автор. Но для читателя совершенно очевидно, что большая его часть – это личный опыт. И книга, по большому счету, - опыт переживания личной трагедии. Жанр – дневниковая проза. Причем, у этой прозы ярко выраженный женский характер: она написана так, как может написать только женщина. Можно идентифицировать текст как откровенно женскую прозу. И это не приговор и не претензия. Скорее, комплемент.

 

Произведение представляет собой нечто вроде записей в блокноте – обрывки мыслей, воспоминания о каких-то эпизодах жизни, совершенно неупорядоченные хронологически, эмоциональные перепады.

 

Одна из постоянных линий романа – заострение внимания на разнице мужской и женской психологии и сущности, приправленное обидой или любовью. Рефлексия, сводящаяся к тому, что мужчина и женщина обречены не понять друг друга никогда. Конечна, вся эта разница в психологии полов и функционировании мозга мужчины и женщины уже неоднократно описана учеными, но их «научной» правде, чтобы полностью отразить реальность, не хватает трагизма и лиризма. Что и восполняет автор «Пустыни».

 

При этом роману не свойственны ни романтизм, ни излишняя сентиментальность, он, как ни странно, вполне в реалистическом духе – такая узнаваемая зарисовка из жизни, в которой нет ничего искусственного – только неизбежное. Ступень, через которую пройдет каждый – в свое время.

 

В общем, это роман о внутреннем мире человека, причем причиной его описания не является какое-то внешнее развитие событий. Ничего не происходит. Героиня просто думает и вспоминает. И у нее нет готовых ответов ни для себя, ни для читателя. И в этом заключается своеобразная прелесть «Пустыни»: этот роман очень глубокий, просто бездонный, хотя, на поверхностный взгляд, в нем нет ничего, кроме причитаний и метаний разлюбленной женщины. Роман даже не на любителя – на взыскательного (не только к другим, но и к себе) читателя.

 

Несмотря на своеобразие, «Пустыня» органично вписывается в контекст современной русской прозы, написанной женщинами. По тематике роман пересекается, например, с «Коллекцией нефункциональных мужчин» Натальи Рубановой и с «Открытием удочки» Анны Козловой. Каждая из этих писательниц обладает индивидуальным авторским почерком и собственным мировоззрением, поэтому их произведения, конечно, не могут выглядеть клонами друг друга. Но некую общую тенденцию в литературе они все же демонстрируют, опять же органично вливаясь в более широкий поток современной русской прозы, в том числе написанной мужчинами, вращающейся вокруг тех же тем и вопросов.

 

Факт появления «Пустыны» еще раз демонстрирует тенденцию усиления позиций женской прозы в современной литературе. Конечно, не имеется в виду индустрия развлекательного чтива, ориентированная на невзыскательного читателя. В серьезной и качественной литературе все чаще встречаются авторы-женщины, что, наверное, по-своему ее обогатит.

 

продолжение

logo
Василина Орлова

 

дизайн сайта:
радизайн


© 2008

 



cih.ru